Правила оформления европротокола при ДТП – образец

Содержание:
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75. Это быстро и бесплатно!

В настоящее время, оформление европротокола крайне не популярная вещь. Возможно, это связано с тем, что водители бояться вероятных трудностей и неприятных последствий из-за неосведомленности в нюансах процедуры заполнения европротокола при ДТП.

Правила оформления европротокола при ДТП – образец

Суть европротокола в том, что участники ДТП «грубо говоря» берут работу ГИБДД на себя.  Самостоятельная организация вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля обусловлена:

  • Экономией затрат времени (процедура займет не более часа)
  • Это предотвращает больше скопление машин на дороге и поможет избежать штрафов за создание препятствий автомобильному потоку
  • Удобство для водителей, если вы нашли согласие, то все обстоятельства будут указаны на официальной бумаге
Сумма расходов на восстановление транспортного средства не превышает 50 000 рублей.

Также, есть много тонкостей, которые запрещают оформлять европротокол, так например:

  • Участников ДТП только двое у каждого действующий официальный полис ОСАГО
  • Участники ДТП приняли обоюдное решение, ни у кого нет разногласий и один из участников принял свою вину
  • ДТП подробно описано и подтверждено обоими
  • Нет жертв

В жизни еще есть множество моментов, которые не дают возможности оформить документ:

  • Не у каждого водителя есть устройство, которое могло бы подробно зафиксировать положение аварии и все повреждения
  • В стрессовой ситуации оформить протокол по правилам может и не получится. Поэтому многие сразу думают, что лучше дождаться сотрудников ГИБДД, чем пытаться что-то делать самому. Также, ошибки в европротоколе могут сыграть злую шутку и никто не получит выплат.
  • Неопытные водители в принципе не знают о таком упрощенном варианте решения вопроса ДТП

Другие тонкости и нюансы подробно описаны в тексте статьи.

Нельзя сказать, что в нынешнем 2017 году составление европротокола при ДТП является популярным решением среди водителей. Отчасти это объясняется некоторой боязнью водителей столкнуться с неприятными последствиями из-за незнания нюансов процедуры.

Расскажем, что необходимо знать о требованиях к форме европротокола, в каких случаях его могут поставить под сомнение и какие обязанности лежат на участниках происшествия.

Зачем и когда составляется

Зачем и когда составляется

Решение вопроса о возмещении стоимости ремонта автомобиля без вызова сотрудников ГИБДД ориентировано, прежде всего, на: экономию затрат времени:

  1. вся процедура по оформлению может занять не больше часа, что в большинстве случаев сравнительно меньше долгого ожидания приезда ДПС;
  2. предотвращение скопления машин на проезжей части, а также избежание штрафа за создание препятствия автомобильному потоку. Напомним, что в ПДД предусмотрена обязанность водителей при незначительных повреждениях освобождать дорожное пространство;
  3. удобство автолюбителей: при достижении согласия не нужно верить на слово, обмениваться расписками и т.д.
Все обстоятельства будут указаны в официальном документе, отказаться от которого просто так не получится. Одним из условий, при которых европротокол может быть составлен, — сумма возмещения расходов после ДТП. Она не должна превышать 50000 рублей — таким образом, упрощенный порядок касается только незначительных аварийных повреждений.

Кроме того, важно соблюдение других требований, предусмотренных законодателем:

  1. участников происшествия должно быть двое, и у каждого них – действующий полис ОСАГО;
  2. нет разногласий не только по сумме ущерба, но и по всем обстоятельствам, а главное – по установлению виновности одного из водителей;
  3. произошедшее подробно описано и подтверждено обоими; нет жертв (повреждения причинены только одному или обоим автомобилям, но не людям).

Только если ваша ситуация подпадает по указанные признаки, можно воспользоваться правом на упрощенное урегулирование конфликта на дороге. В противном случае, когда обстоятельства аварии не соответствовали перечисленным моментам, страховая компания откажет в выплате.

Пример: Петров В.В. и Иванов А.А. на своих автомобилях совершили столкновение, в результате которого был причинен ущерб машине Иванова А.А. (Петров В.В. по их обоюдному согласию был признан виновником). Поскольку по всем основным вопросам разногласий не было, сумма предполагаемого ущерба была меньше максимального размера (50000 рублей), мужчины составили европротокол. Впоследствии было установлено, что столкновением двух машин указанных граждан был причинен ущерб еще и постороннему человеку, вернее, его автомобилю. Так, при неудавшемся маневре машина Петрова В.В. слегка задела грузовое транспортное средство, припаркованное неподалеку. Поскольку в аварии участвовало более двух фигурантов, страховая отказала в выплате, при этом обжалование такого решения не принесло положительного результата.

На практике существуют множество нюансов, которые затрудняют использование сокращенного способа решения вопросов по возмещению убытков, поскольку:

  1. не у всех водителей (особенно у пенсионеров) имеется при себе смартфоны с видеокамерами, которыми можно правильно зафиксировать положение при аварии;
  2. многие водители видят протокол первый раз именно тогда, когда уже случилось ДТП —  в стрессовой ситуации, поэтому грамотно оформить документ, внимательно и спокойно прочитать бланк у них нет. В лучшем случае будет вызваны сотрудники ГИБДД («лучше уж я дождусь, но будет зафиксировано все правильно»), в худшем – бланк будет заполнен с нарушениями, которые поставят под сомнение реальную выплату потерпевшему;
  3. неопытные водители вообще не знают о таком способе урегулирования ситуации на дороге —  в автошколах еще только начинают доводить до сведения учащихся основные правила «упрощенки». Если есть какие-либо особенности психологического или иного характера, препятствующие использованию упрощенного порядка, лучше вызвать ДПС.

Перед составлением ПДД предусматривают четкую последовательность действий при любой аварии, вне зависимости от вызова инспектора на место: прекратить движение; установить знак аварийной остановки; зафиксировать положение предметов на проезжей части, при этом уделить внимание не только повреждениям машин, но и тем зданиям, дорожным знакам или другим ориентирам, которые находятся поблизости.

Последняя обязанность автомобилистов является очень важной именно при составлении европротокола, поскольку представители ГИБДД в фиксации не участвуют и, соответственно, не могут подсказать, на что обратить внимание. Поэтому фотографировать (можно также дополнительно сделать видеосъемку) необходимо с нескольких ракурсов, приближенно и отделено, словом – максимально подробно.

Мы настоятельно рекомендуем: если вы считаете, что другой водитель сомневается, не уверен в принятом решении, или же вы задумываетесь о том, что ремонт обойдется в кругленькую сумму, превышающую 50000 рублей, лучше вызвать полицию. Если вы убедились в том, что все условия для возможности обойтись без ДПС соблюдены, можно приступать к непосредственному заполнению бланка, который выдается каждому водителю при оформлении ОСАГО.

Как правильно заполнить бланк

Бланк европротокола для заполнения можно скачать здесь. Образец правильно заполненного европротокола при ДТП можно скачать здесь. Правила составления европротокола при ДТП предусмотрены законодательством об ОСАГО. Чтобы не возникало вопросов у страховщика, необходимо: правильно указать место совершения дорожно-транспортного происшествия.

Рекомендуем указать: номер дороги (если таковой имеется), улицу, номер ближайшего дома или какое-либо общественное здание. Если имеется соответствующая техника (например, возможность использовать ГЛОНАС), то наилучшим выходом будет указать координаты местности.

Кстати, в Московской и Ленинградской области лимит по европротоколу может составлять более 50000 в случае использования спутниковых навигационных систем. Такой подход объясняется высокой точностью определения местности и невозможностью внести графические изменения мошенниками (чего нельзя сказать об обычной фотосъемке – в любое фото с помощью специальных приложений можно внести практически любые изменения);

  1. проставить дату и время, когда произошла авария, используя двузначные числовые значения; указать количество поврежденных автомобилей:
  2. обычно два, но иногда вред причинен только одной машине;
  3. сделать отметку о том, что другим ТС, а также людям вред не причинен;
  4. составить список всех свидетелей-очевидцев ДТП, с указанием их ФИО, контактных телефонов и адресов проживания (конечно, с согласия);
  5. не забыть написать сведения о своем автомобиле (вторая сторона пишет сведения о своем транспорте), с обязательным уточнением марки, модели, номера и других индивидуальных данных; указать собственные ФИО (полностью), а также данные иного человека, который, возможно, находился за рулем в момент происшествия; описать все обстоятельства, предшествующие ДТП: маневры обоих участников, расположение на дороге и т.д., составить схему.
Схематичное изображение случившегося чрезвычайно важно – именно это доказательство станет предметом пристального внимания при изучении страхового случая.

Сотрудники компании-страховщика обязательно сопоставят схему с другими доказательствами (показаниями свидетелей, фотографическими данными) и, в случае несоответствия, может быть отказ в удовлетворении требований;

  1. отметить часть машины, куда пришелся первый удар при столкновении, с указанием конкретных видимых повреждений;
  2. в дополнении можно перечислить, какие подтверждающие доказательства могут быть изучены: данные видеорегистратора, фотоматериалы и т.д. Все это может быть проанализировано страховой компании в случае каких-либо сомнений в правильности составления протокола;
  3. соблюдать следующее: все графы должны быть заполнены.
  4. В том случае, если информации по какому-то пункту предоставить невозможно, то ставится прочерк;
  5. использовать нужно простую шариковую ручку с синей пастой; не допускать ошибок, помарок, исправлений, зачеркиваний;
  6. если почерк непонятный, лучше писать печатными буквами;
  7. в составлении участвуют оба водителя, после чего, разъединив документ, каждый из них забирает свое извещение.
Если в бланке заполнения не хватило места, можно дополнить документ обычным листом, на котором должны быть проставлены подписи обоих участников дорожно-транспортного происшествия. Рекомендуем еще раз проверить правильность составления и только после этого, на всякий случай обменявшись контактными данными с другим водителем, разъехаться.

Что делать дальше

Каждый участник ДТП представляет извещение в свою страховую компанию не позднее пяти суток с момента аварии – это обязательное действие при использовании европротокола. В подтверждение отсутствия нарушений пятидневного срока, нужно забрать копию с проставленной на нем отметкой о принятии. Это поможет избежать спора (если таковой инициируется страховой компанией) по основанию несвоевременности сообщения об аварии.

Кроме того, в страховой компании владелец транспорта оставляет: заявление о возмещении; первоначальный электронный носитель информации, свидетельствующей о происшествии. По желанию участника ДТП видеоматериалы можно заранее исследовать в рамках независимой экспертизы на предмет подлинности.

Внимание: в течение 15 дней со дня аварии обе машины нельзя ремонтировать, проводить любые восстановительные работы. В исключительных случаях это можно делать с письменного разрешения страховщика. В то же время, запрет ремонта не означает невозможности передвигаться на автомобиле.

Поскольку использование упрощенной системы возмещения предполагает сравнительно небольшой ущерб, зачастую машины имеют лишь царапины, сколы, незначительные вмятины диаметром до 10-15см.

Следовательно, автомобиль находится на ходу и его можно эксплуатировать (но не ремонтировать!). Если поврежденный автомобиль по каким-то причинам был остановлен сотрудником ГИБДД, копия врученного страховщику извещения придется кстати – ее нужно предъявить инспектору.

Когда в выплате откажут

Понятно, что только при соблюдении как правил составления, так и сроков извещения страховщика выплата будет произведена. Анализ практики позволяет выделить наиболее частые случаи отказа страховщиков в компенсации по ОСАГО при составлении на месте ДТП европротокола:

  • нарушение сроков извещения о случившемся – если тот, кому необходимо произвести выплату, опоздал и извещение направил позднее пяти суток — это основание для отказа. Более того, имеются случаи несообщения о случившемся вообще.

Пример. Иванов А.А. и Петров И.И. столкнулись своими автомобилями на перекрестке. По мнению обоих, виновным в происшествии был Иванов А.А.,  у которого ранее уже был опыт составления европротокола, поэтому он предложил воспользоваться «упрощенкой» и теперь. Грамотно заполнив бланк, не допустив абсолютно никаких технических или орфографических ошибок, помарок и т.д., участники столкновения разъехались.

Петров И.И., будучи потерпевшей стороной, незамедлительно (в тот же день) известил свою страховую компанию о ДТП путем вручения ее сотрудникам своего экземпляра извещения. Поспешность Петрова И.И. понятна, ведь он заинтересован в скорейшем решении вопроса о перечислении ему денежных средств.

Поскольку все условия были соблюдены, Петров в скором времени получил выплату по протоколу в размере 34000 рублей – эта сумма его вполне удовлетворила. Какого же было удивление Иванова А.А., которому через несколько месяцев вручили иск о взыскании с него 34000 рублей, где истцом значился его страховщик.

Дело в том, что Иванов, которому не нужно было заботиться о ремонте, попросту забыл предоставить в свою страховую компанию извещение, что явилось основание для взыскания с него в регрессном порядке стоимости компенсированных Петрову затрат.

Согласно практике, практически в 100%-м соотношении такие регрессные иски к забывчивым владельцам ОСАГО судами удовлетворяются в полном объеме. Добавим, что если вы являетесь пострадавшим в ДТП и своевременно отвезли свое извещение в страховую, вам не могут отказать в начислении по причине неявки виновной стороны к своему страховщику. производство восстановительных работ в течение 15-ти суток со дня дорожной неприятности.

Это основание к отказу в возмещении практически невозможно оспорить. менее распространенными основаниями не выплачивать ущерб являются такие причины, как технические нарушения при заполнении европротокола ДТП. Правильнее будет сказать, что неточности встречаются довольно часто, но большинство из них устранимы.

Среди водителей бытует мнение, что страховщики придираются к каждой букве, чтобы не выплачивать компенсацию по упрощенной системе. В какой-то степени это действительно было так, поскольку процент отказов по протоколам до 2015 года доходил до 65-80% в различных регионах

С годами сформировалась практика и теперь из-за неправильно поставленной запятой (бывало и такое) отказать в признании аварии страховым случаем не удастся. При обращении в суд граждан страховые компании, отказавшие в выплате по надуманным основаниям, несут большие расходы.

Поэтому в настоящее время при достоверных данных о ДТП, но некоторых неточностях в заполнении бланка страховщики все же производят оплату. К таким ошибкам, например, можно отнести отсутствие одного из инициалов автора, грамматические или орфографические ошибки.

Если же в извещении нет подписи участника ДТП, это считается грубой ошибкой. Но и здесь все же есть шанс оспорить отказ в суде, если сам факт ДТП, его обстоятельства и личность обоих водителей подтверждены.

Вопрос — ответ

Вопрос: При составлении европротокола мы забыли указать, кто является виновником. В то же время, в бланке подробно указана схема ДТП, из которой хорошо видно, кто должен был, но не уступил дорогу. Какова вероятность отказа страховой в выплате?

Конечно, виновность одной стороны и отсутствие возражений по этому поводу с другой стороны в протоколе должны быть обязательно. Но существенное значение имеет и то, как составлена схема происшествия – если по ней «вычислить» виновного не составляет труда, то оспорить отказ в страховой выплате можно с большими шансами в суде.

Дополнительным плюсом для подтверждения доводов участников столкновения будет приложение видео-материалов с видеорегистратора и фотографий повреждений.

Вопрос: При составлении европротокола другой водитель (виновник) предложил за меня заполнить мою колонку, поскольку я плохо вижу мелкий шрифт. Я согласился и теперь сомневаюсь, правильно ли я сделал?

Конкретно в вашем случае все зависит от страховой компании, примет ли она такое извещение, а также в правильности детального изложения случившегося. По общему правилу, каждый водитель собственноручно заполняет свою колонку, в конце ставит подпись. Если из-за близорукости или других причин одному из водителей заполнить свою сторону протокола затруднительно, надежнее вызвать сотрудников ГИБДД.

Вопрос: ДТП произошло во вторник, извещение о нем я принес в страховую компанию в следующий понедельник. У меня отказываются брать извещение, мотивируя тем, что истек пятидневный срок подачи. Как быть?

Действия сотрудников страховой компании незаконны. Участнику аварии дается пять рабочих дней для того, чтобы он известил своего страховщика. Направьте заказным письмом заявление и извещение в адрес страховой, а в случае отказа в выплате у вас будет основание для обращения в суд и практически 100%-ый шанс доказать свою правоту.

Вопрос: У меня оформлено КАСКО. Я внимательно прочел договор страхования и в нем указано, что без сведений из ГИБДД страховая компания вправе отказать в выплате. Как это понимать и означает этот пункт договора невозможность разрешения ситуации на дороге составлением протокола?

Поскольку вы заключили договор, в котором четко предусмотрены требования по представлению конкретных данных об аварии, вам следует всегда вызывать на место сотрудников ГИБДД. Если вопреки пункту об обязательном предоставлении справки из ГИБДД вы оформите европротокол, придется обращаться в суд, поскольку страховая, вероятно, в выплатах откажет.

Вопрос: По европротоколу мне выплатили 50000 рублей. Как оказалось, есть множество скрытых повреждений, и стоимость ремонта превышает лимит (оценка соответствует 84000). Как мне можно получить недостающую сумму?

К сожалению, гражданин, оформивший европротокол, не может оспаривать сумму, которая ему была выплачена, по основанию превышения лимита.

Каждый водитель уверен, что он умеет хорошо водить, соблюдает правила вождения и поэтому может избежать ДТП. К сожалению, несчастный случай на дороге может произойти с любым. Опытные водители также могут стать участниками или пострадавшими в ДТП, как и новички.

Поэтому, важно заранее знать, как вести себя в этом случае. При ДТп с небольщим ущербом, удобнее всего выйти из ситуации, при чем с минимальными потерями времени и нервов поможет оформление европротокола.

Если столкновение все-таки произошло, то возможны два варианта поведения:

  1. вызов представителей ГИБДД
  2. оформление по европротоколу
Первый способ проверен временем, а второй позволяет сэкономить время и быстро покинуть место аварии, отправляясь по ранее намеченным делам.

Оформление ДТП без вызова инспекторов ГИБДД возможно

С 2011 года приказом по МВД РФ утвержден порядок фиксации ДТП по упрощенной схеме. Несколько лет порядок практически не использовался, но в последние годы наблюдается постепенный рост количества случаев, в которых происходит оформление ДТП по европротоколу.

Статистика РСА утверждает, что примерно 25% ДТП сегодня обходится без вызова ГИБДД, тогда как несколько лет назад доля составляла не более 5%. Такой рост вызван увеличением количества транспорта и плотности движения. В условиях загруженности автомобильных дорог увеличивается количество мелких столкновений, при которых наносится небольшой ущерб состоянию транспортных средств без других последствий.

Кроме того, растет количество людей, в автомобилях которых установлены видеорегистраторы, а на руках находятся телефоны с видеокамерами, что позволяет на месте зафиксировать место происшествия, как того требует оформление европротокола.

Если в аварии нет пострадавших людей или других машин и сооружений, а сама сумма нанесенного ущерба не превышает 50 тыс.рублей, и один из водителей добровольно признает свою вину в аварии, то представителей ГИБДД вызывать необязательно. Достаточно на месте составить совместный протокол об аварии.

Полезно узнать, что делать если попали в ДТП без страховки и какое может быть наказание за езду без страховки?

Как оформить европротокол самостоятельно?

Как оформить европротокол самостоятельно

Нередко на улицах городов можно наблюдать небольшие столкновения, возникшие в результате нарушения дистанции при парковке, обгоне, перестройке из ряда в ряд и других подобных случаях. Больше всего участников в этих случаях раздражают потери времени на ожидание ГИБДД, разбирательство и протоколирование обстоятельств ПДД.

Чтобы не тратить время на подобные разборки, необходимо заранее теоретически подготовиться и ознакомиться с тем, как оформить европротокол при столкновении на дороге.

Для этого необходимо:

  • при оформлении страховки ОСАГО получить в офисе страховой компании бланк извещения о ДТП, образец заполнения которого не изменился, он позволяет сразу заполнять два экземпляра протокола, так как его листы обладают свойствами самокопирования
  • при отсутствии такого образца (не получен, испорчен), то всегда можно заранее распечатать бланки в интернете и держать их в автомобиле вместе с авторучкой в рабочем состоянии
  • предварительно изучить графы для заполнения и правила, как заполнить европротокол, чтобы правильно заполнить их, будучи в состоянии стресса после аварии
  • достигнуть соглашения со вторым участником аварии, убедиться, что обе стороны одинаково оценивают ущерб, и один из участников добровольно признает свою вину, в противном случае потребуется помощь юриста при ДТП
  • убедиться, что оба водителя имеют страховые свидетельства ОСАГО
  • иметь в автомобиле видеорегистратор, который снимал сам момент аварии и переносное средство видеосъемки для фиксации окружения, чтобы убедить страховую компанию в том, что участники, посторонние лица, автомобили и окружающие предметы не пострадали. Подробнее читайте, как получить страховку после ДТП.

При соблюдении этих условий оба водители могут приступать к заполнению бланков.

Что такое европротокол?

Юридически понятия европротокол не существует. Документ, который заполняется самостоятельно участниками ДТП, называется «извещение о ДТП». Под данным понятием подразумевается порядок, в соответствии с которым участники столкновения могут заполнить совместный документ и передать его для получения страхового возмещения на ремонт пострадавшего автомобиля. Положения о том, как правильно заполнить европротокол при ДТП и образец для заполнения регламентируются в Положении ЦБ РФ от 19.09.2014 № 431-П.

В чем состоят нововведения европротокола?

По сравнению со стандартным оформлением автомобильной аварии, европротокол выглядит более цивилизованным способом, основанным на взаимном сотрудничестве виновника происшествия и пострадавшего.

С его помощью все вопросы решаются на основе добровольности без привлечения государственных и судебных органов. Заполнение извещения о ДТП позволяет разрешить ситуацию в течение часа.

Важно! С 2015 года такой порядок разрешения ситуаций на дороге признан обязательным, поэтому каждый водитель обязан знать, как составить европротокол при ДТП. В противном случае при нарушении порядка заполнения или несоблюдении условий можно получить отказ от страховой компании.

В последнее время страховщики стали лояльнее относиться к признанию и принятию таких извещений и количество отказов сократилось. По формальным признакам документы возвращаются только при наличии грубых ошибок, таких как отсутствие подписей или указания места события.

В каких случаях европротокол не составляется

Для составления европротокола необходимо соблюдение ряда обязательных условий, в противном случае потребуется вызывать сотрудников ГИБДД и потребуется помощь юриста при ДТП.

Нельзя использовать упрощенный порядок при следующих обстоятельствах:

  1. пострадали люди (водители, пешеходы, пассажиры)
  2. учиненный ущерб превышает суммы, предусмотренные в законе «Об ОСАГО», что составляет 50 тысяч по всей территории РФ, за исключением двух основных городов и соответствующих им областей, где сумма ограничена 400 тыс.руб.
  3. принесен ущерб посторонним предметам (бордюры, деревья, другие транспортные средства)
  4. участники расходятся во мнениях по оценке ситуации

Если добровольное согласие не достигнуто, то обеим сторонам, скорее всего, потребуется юридическая помощь при ДТП.

Как правильно заполнить европротокол при ДТП, образец

Как правильно заполнить европротокол при ДТП, образец

В большинстве случаев затруднений с тем, как оформить европротокол при ДТП, у грамотных водителей не возникает.

Необходимо знать основные правила (смотри образец заполнения извещения о ДТП):

  1. лицевая сторона заполняется обоими участниками аварии
  2. оборотная часть предназначена для заполнения каждым из участников на принадлежащем ему экземпляре
  3. пропущенные пункты перечеркиваются буквой Z
  4. все листы подписываются при заполнении
Большинство граф требует минимального заполнения, нужно поставить галочки, или указать данные в специальных клеточках. Самостоятельно нужно указать только характер повреждений (царапины, вмятины, трещины и так далее) и их размер.

Сегодня большинство водителей согласны на заполнение извещения о ДТП, образец заполнения которого можно изучить на большинстве сайтов страховых и автолюбительских сайтов.

Что такое «Европротокол»?

«Европротокол» (Европейский протокол) – это оформление документов о ДТП без вызова сотрудников полиции. Иными словами, это возможность самостоятельно задокументировать факт дорожно-транспортного происшествия с тем, чтобы в дальнейшем обратиться в страховую компанию за получением возмещения, и оперативно разъехаться, не создавая заторов на дороге. Такая возможность давно существует в РФ, но не очень активно используется участниками ДТП.

В каких регионах РФ можно оформить «Европротокол»?

Во всех регионах страны.

Какие первоочередные действия должен предпринять водитель, попавший в ДТП?

Нужно полностью соблюдать ПДД РФ, а именно: немедленно остановиться и выставить знак аварийной остановки. Если есть пострадавшие – вызвать скорую помощь, оказать им посильную помощь.

Для того чтобы в дальнейшем картина ДТП могла быть установлена максимально полно, нужно сохранить можно больше следов происшествия.

В отношении с другими участниками ДТП сохраняйте вежливость и хладнокровие. Если другие водители и/или пассажиры ведут себя чересчур эмоционально, агрессивно, пытаются оказать на вас давление или запугать – вызывайте ГИБДД (тел. 102, 112, 911).

Кто может воспользоваться «Европротоколом»?

Для того чтобы оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, необходимо соблюсти ряд условий. Во-первых, если был нанесен вред жизни и здоровью кого-то из водителей, пассажиров или пешеходов, то воспользоваться «Европротоколом» будет нельзя.

Во-вторых, ДТП произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств. При этом под столкновением понимается происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой, а также столкновение с внезапно остановившимся транспортным средством.

Также важно отсутствие причинения вреда какому-либо другому имуществу, кроме двух транспортных средств. В-третьих, необходимо, чтобы ответственность каждого из водителей была застрахована по договору ОСАГО либо иностранному договору страхования «Зеленая карта», заключенному в отношении именно того автомобиля, которое участвовало в ДТП.

В-четвертых,обстоятельства ДТП, характер и перечень видимых повреждений автомобилей и не должны вызывать разногласий участников происшествия. Если есть споры или не соблюдается какое-либо другое условие (хотя бы одно) – вызывайте ГИБДД.

Если все соблюдено – приступайте к заполнению извещения о ДТП, выданное вам страховой компанией, в которой вы оформляли полис ОСАГО.

В случае, если виновник ДТП является держателем иностранного договора страхования «Зеленая карта», за информацией о порядке и процедуре урегулирования претензии необходимо обращаться в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по телефону + 7(495) 641 27 87.

Каков лимит возмещения ущерба по «Европротоколу»?

До вступления в августе 2014 года в силу изменений в Закон об ОСАГО, максимальный лимит возмещения по «Европротоколу» составлял 25 тысяч рублей.

Сейчас лимит выплаты увеличен до 50 тысяч рублей. Однако максимальная сумма возмещения составит 50 тысяч рублей только при условии, что договоры ОСАГО и потерпевшего, и виновника заключены не ранее 02.08.2014.

Кто может воспользоваться безлимитным «Европротоколом» (лимит 400 тыс. руб.), который вступит в силу в октябре?

Требования такие же, что и в пункте ‎4, но плюс к тому автомобили должны быть оборудованы системами, фиксирующими факт ДТП и место ДТП с применением глобальных навигационных спутниковых систем: ГЛОНАСС или иные системы до 1 января 2017 года, после этой даты — ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными системами.

Это связано с тем, что, благодаря популярным графическим редакторам и другим программам, в любой фото — и видеодокумент можно без проблем внести любые изменения, чего нельзя сказать о данных, полученных при мониторинге движения автомобиля с помощью спутниковой навигации. Следовательно, подобное условие сводит вероятность применения мошеннических схем к минимуму.

Обратите внимание на то, что, если обстоятельства ДТП не подтверждены техническими средствами, лимит страховой выплаты составит 25 или 50 тыс. руб.  – в зависимости от даты заключения договоров ОСАГО участников ДТП.

Еще одно важное условие – норма действует только в отношении обладателей полисов ОСАГО, которые были оформлены не ранее 1 октября 2014 года и ДТП произошло в одном из следующих регионов: Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. При этом полис ОСАГО может быть оформлен в любом регионе России.

Что делать, если другой водитель не признает свою вину, агрессивен либо находится в состоянии алкогольного опьянения и т.п.?

Вызывайте сотрудников полиции. «Европротокол» можно оформить, только если оба участника ДТП имеют единую точку зрения на обстоятельства произошедшего. Необходимость вызывать полицию обусловлена и другими описанными выше обстоятельствами.

Можно ли оформить «Европротокол», если одна из машин, попавших в ДТП, зарегистрирована не в РФ?

Можно. Но только если ответственность его владельца застрахована в соответствии с международной системой страхования ответственности («Зеленая карта»), а также при соблюдении остальных указанных ранее требований для оформления документов о ДТП без участия полиции.

Если участники пришли к согласию оформить ДТП без участия полиции, и потерпевшей стороной является гражданин России – извещение о ДТП должно быть оформлено на бланке, выданном российским страховщиком (бланк, напечатанный на русском языке).

Что делать, если в ДТП попало больше двух автомобилей?

К сожалению, в этом случае вы не можете воспользоваться «Европротоколом». Вам придется вызвать сотрудников ГИБДД.

Как поступить, если участники ДТП получили травмы?

Первым делом вызовите скорую помощь и окажите первую помощь пострадавшим. Если в ДТП кем бы то ни было были получены травмы, был нанесен вред жизни и здоровью, оно уже не может быть оформлено по «Европротоколу», и вам нужно обратиться в полицию.

Где получить бланк извещения о ДТП?

Бланк извещения о ДТП должна выдать вам страховая компания, в которой вы оформляли ОСАГО. Если Вам пришлось израсходовать выданные при заключении договора бланки извещений о ДТП, то Вы вправе обратиться к страховщику, с которым у Вас заключен договор ОСАГО, с просьбой выдать новый комплект бланков извещения о ДТП.

Как заполнять извещение о ДТП?

Приступая к заполнению, обратите внимание, что извещение о ДТП состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная вами информация на верхней (лицевой) части должна четко отпечатываться на нижнем листке.

Рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелиевой ручкой или чернилами, размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

Законодательством РФ предусмотрено, что при оформлении «Европротокола» водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещения о ДТП, при этом заполнены должны быть и лицевая, и оборотная стороны.

При этом не имеет значения, чей из участников ДТП комплект бланков извещения о ДТП заполняется. Каждый из водителей выбирает любую из колонок («А» или «В») и вносит в нее информацию по своему транспортному средству.

Лицевая часть извещения о ДТП содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках ДТП, свидетелях, страховщиках, характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.

Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14 бланка извещения о ДТП. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате ДТП.

Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному происшествию, повреждений деталей и элементов.

При указании характера повреждений автомобиля допустимо употреблять такие термины, как царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре вашего транспортного средства экспертами.

В пункте 16 водителями на соответствующей стороне извещения о ДТП отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, вписывается итоговое количество отмеченных подпунктов.

Кроме того, необходимо правильно отразить маневры вашего транспортного средства, учитывая, что:

  • стоянка – это не остановка. Если ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора»;
  • если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял».

В пункте 17 составляется схема ДТП. На ней обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В пункте 15 «Замечания» при необходимости вы можете привести дополнительные сведения о том, что не указано в пункте 16 «Обстоятельства ДТП».

В подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне извещения о ДТП информации и соответствии схемы ДТП реальной ситуации водителями транспортных средств «А» и «В» проставляются подписи в пункте 18.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.

Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны документа – каждый водитель делает это самостоятельно. Здесь содержатся поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о происшествии и транспортных средствах.

В случае если на оборотной стороне извещения о ДТП вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на последнем следует сделать отметку «С приложением» и указать, к чему это приложение и кем оно составлено, а также заверить приложение теми же подписями, которые проставлены на лицевой стороне извещения о ДТП.

Имейте в виду, что если в извещении о ДТП вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлиять как на срок осуществления выплаты, так и на возможность признания заявленного вами случая страховым событием.

Поэтому извещение о ДТП следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк либо написать большую букву Z или «Нет…(свидетелей, замечаний, примечаний и т.д.)».

Если бланк извещения о ДТП порван, испорчен или трудно читаем, нужно оформить документ на другом бланке.

Обратите внимание на то, что, если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения – она должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

Если второй водитель отказывается подписывать извещение о ДТП или совместно его заполнять, это означает, что требуемого законом об ОСАГО согласия обоих участников ДТП в оценке обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств достигнуть невозможно, следовательно, документы по данному ДТП не могут быть оформлены в упрощенном порядке. В этом случае необходимо вызывать сотрудников ГИБДД.

Что нужно отобразить на схеме ДТП?

На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «А» и ТС «В», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

Что будет, если в извещении о ДТП есть противоречия между данными, изложенными обоими водителями?

Наличие противоречий в данных, изложенных водителями, означает, что обстоятельства ДТП или характер и перечень видимых повреждений автомобилей вызвали разногласия у участников происшествия, а в этом случае оформлять ДТП без вызова сотрудников полиции запрещено.

В случае невозможности определения на основании изложенных в извещении о ДТП обстоятельств ДТП и лица, ответственного за причинение вреда, страховщик вправе отказать в выплате.

Есть ли необходимость фотографировать место ДТП и как это сделать правильно?

Есть ли необходимость фотографировать место ДТП и как это сделать правильно?

Мы рекомендуем по возможности сделать фотоснимки места ДТП. В дальнейшем это может упростить прояснение картины происшествия при взаимодействии со страховой компанией.

Постарайтесь фотографировать так, чтобы было видно:

  • общий план места происшествия (так, чтобы можно было идентифицировать тип места нахождения ТС);
  • следы торможения, обломки деталей, место осыпи разбитых элементов ТС (стекол, накладок бамперов и т.д.);
  • оба ТС крупным планом со всех сторон, с номерами машин;
  • поврежденные детали ТС.

При этом необходимо учесть, что претендовать на выплату в размере до 400 000 рублей Вы сможете только в том случае, если снимки сделаны с помощью аппаратуры (фотокамера, мобильный телефон со специальным приложением), которая соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации для данного случая, и место ДТП зафиксировано соответствующим оборудованием, работающим с применением глобальных навигационных спутниковых систем.

Что еще можно предпринять, чтобы в дальнейшем было проще представлять свою точку зрения?

Помимо фотоснимков, соберите контактные данные свидетелей ДТП, если это возможно, а также, обязательно сохраните запись системы видеорегистрации, если ваше ТС оборудовано данным техническим средством.

Для чего нужны контакты свидетелей?

Свидетельские показания могут пригодиться при отстаивании вашей точки зрения произошедшего. Если же не получилось их собрать – это не так критично.

Итак, мы заполнили извещение о ДТП, сделали фото, собрали контакты свидетелей. Что дальше? Можно ли после этого покидать место ДТП?

Если вы сделали все вышеперечисленное, то можете покидать место ДТП и обращаться в свою страховую компанию. Если вы намерены обратиться с заявлением о страховой выплате, то приложите к заявлению ваш экземпляр извещения о ДТП, у которого заполнены лицевая и оборотная стороны.

Если вы считаете, что оснований для возмещения нанесенного вам вреда не имеется, то в течение 5 рабочих дней с момента ДТП обязательно отправьте заполненное извещение о ДТП (с дополнениями, если они есть) своему страховщику ОСАГО. Обратите внимание на то, что нельзя приступать к ремонту ТС в течение 15 дней с момента ДТП.

Если вам необходимо отремонтировать ТС ранее этого срока – предъявите его на осмотр страховой компании, после чего обязательно получите письменное согласие страховой компании на осуществление ремонта ТС.

Обратите внимание на то, что ремонт ТС до истечения 15 дней после ДТП без письменного согласия на то страховой компании может являться основанием для предъявления вам регрессного требования после осуществления страховой компанией выплаты потерпевшему.

Что предъявлять сотруднику ГИБДД, который остановит автомобиль?

Действительно, сотрудник ГИБДД, видя, что автомобиль имеет повреждения, вправе  остановить вас в целях проверки факта оформления ДТП, в котором могли быть получены эти повреждения. Поэтому после передачи оригинала страховой компании обязательно следует иметь в автомобиле копию заполненного извещения о ДТП, заверенную страховщиком, для предъявления сотруднику полиции.

Куда можно обращаться за получением дополнительной  информации  о «Европротоколе»?

Дополнительную информацию Вы можете получить в Российском Союзе Автостраховщиков, на его сайте www.autoins.ru; по телефону горячей линии 8-800-200-2275; по телефону (495) 641-27-85 (для жителей Москвы и Московской области) и по телефону (495) 771-69-44 (для жителей других регионов).

Источники:

http://juresovet.ru/kak-zapolnit-evroprotokol-pri-dtp-obrazec-i-pravila-oformleniya/

https://bukvaprava.ru/2017/04/15/oformlenie-dtp-po-evroprotokolu-v-2017-godu-blank-i-obrazets-izveshheniya-o-dtp/

http:/www.autoins.ru/ru/Evro/uoDTP/

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)
 
Это быстро и бесплатно!

Бесплатная консультация юриста



Ссылка на основную публикацию
Бесплатные консультации: Москва: +7 (499) 455-03-75 | СПб: +7 (812) 407-26-30 | Консультант:
Консультант онлайн