Что такое приказ 2700 ЕНЗАС МО РФ?

Содержание:
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
 
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 455-03-75. Это быстро и бесплатно!

Приказ ензас 2700 это постановление от Министерства обороны о формировании денежных выплат военнослужащим по определенным критериям.

Что такое приказ 2700 ЕНЗАС МО РФ?

Денежные средства, которые будут выплачиваться на основе специального довольствия военнослужащих, складываются на основе материальных средств тех служащих, которые в данный момент проходят службу по контракту, на основе их месячного оклада.

Выплаты прикреплены лично к работнику, даже при перемещении по службе на новое место работы, все дотации продолжат начисляться.

ОУС (специальная военная дотация) будут зачислены:

  1. В учреждение, где служащий может получить образование
  2. В специальный военный госпиталь
  3. В гарнизон, военный округ или часть во время временного пребывания там по работе

Выплаты выплачиваются:

  • Рядовым солдатам и руководящему составу части
  • Офицерскому составу, который соответствует 10 разряду
  • Военным беременным женщинам или тем, кто имеют детей в возрасте до 1,5 лет

В случае ухода со службы, служащий получит все выплаты до конца.

В постановлении также есть ежемесячные пособия за специальные условия службы, например:

  1. Сотрудники подводных лодок
  2. Работники глубоководных комплексов
  3. Строители подводных лодок
  4. Военные исследователи глубоководных станций
  5. Служащие, работающие на Кавказе и прилежащей территории
  6. и другие, подробнее о них в тексте статьи

Посчитать свою выплату можно на специальном сайте-калькулятор по ссылке: http://v-eburge.ru/kalkulyator-denezhnogo-dovolstviya.html

Размер (порядок расчета) выплаты:

  • от 2 до 5 лет — 10%;
  • от 5 до 10 лет — 15%;
  • от 10 до 15 лет  — 20%;
  • от 15 до 20 лет — 25%;
  • от 20 до 25 лет — 30%;
  • 25 лет и более — 40%;
Увеличение оклада по воинской должности за квалификационный разряд летно-испытательному составу авиации и парашютистам-испытателям 929 ГЛИЦ и 1181 центра организации и контроля испытаний ВВиСТ (ВВС)

Размер (порядок расчета) выплаты:

  • Летчик (шт.) — испытателям:
  • 2 класса — 30%;
  • 1 класса — 40%;
  • Возд.стрелок-радист-исп. 2 класса — 20%;
  • Борт. инженер-исп-ль 2 класса — 20%;
  • Борт. техник-исп-ль 2 класса — 20%;
  • Возд.стрелок-радист-исп. 1 класса — 30%;
  • Борт. инженер-исп-ль 1 класса — 30%;
  • Борт. техник-исп-ль 1 класса — 30%;
  • Парашютист-испытатель 2 класса — 20%;
  • Парашютист-испытатель 1 класса — 30%

Приказы Министра обороны Российской Федерации:

Приказ МО РФ от 30.12.2011 г. № 2700.

Ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну  до 65% по степени важности

Размер (порядок расчета) выплаты:

  • За раб. со свед. «Особой важности»: 25%;
  • За раб. со свед. «Совершенно секретно»: 20%;
  • За работу со сведениями «Секретно»:10%0

Ежемесячная надбавка за особые условия военной службы

Размер (порядок расчета) выплаты:

100 процентов оклада по воинской должности:

  • в центральном аппарате Министерства обороны;

70 процентов оклада по воинской должности:

  • в экипажах подводных лодок (крейсеров);
  • в экипажах автономных глубоководных (подводных) аппаратов, размещенных на надводных кораблях (судах);
  • в технических экипажах глубоководных станций;
  • в экипажах строящихся подводных лодок;
  • привлекаемым к опытной эксплуатации подводных лодок (крейсеров, глубоководных станций);
  • инструкторского состава учебных заведений и подразделений, занимающимся обучением специалистов атомных подводных лодок;
  • летного состава, выполняющим полеты по планам боевой (специальной) подготовки в составе экипажей самолетов, вертолетов (воздушных пунктов управления, летающих лабораторий, сверхлегких воздушных судов), при условии выполнения нормы налета часов;

в) 50 процентов оклада по воинской должности:

  • в экипажах надводных кораблей (судов, катеров), в том числе строящихся;
  • в управлениях корабельных соединений (до эскадры надводных кораблей (катеров) включительно), постоянно размещенных на кораблях, а также в управлениях подводных лодок (до командования подводных сил включительно);
  • завещающим воинские должности, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает выполнение водолазных работ под водой (нахождение в водолазных барокамерах под повышенным давлением), при условии выполнения норм часов работы под водой (спусков);
  • Проходящим военную службу в соединениях (воинских частях, подразделениях) специального (особого) назначения;
  • проходящим военную службу в органах управления разведкой, разведывательных соединениях (воинских частях, подразделениях), по перечню, утверждаемому Министром обороны РФ;
  • проходящим военную службу на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с выполнением прыжков с парашютом, при условии выполнения нормы прыжков с парашютом;

г) до 50 процентов оклада по воинской должности:

  • проходящим военную службу на отдельных воинских должностях специалистов медицинской службы в особых условиях, по перечню;
  • воинских частей (учреждений, организаций, подразделений), выполняющим задачи по обеспечению космических программ;
  • проходящим военную службу на специальных объектах (в воинских частях, организациях, учреждениях и на отдельных должностях);
  • осуществляющим специальные виды работ (выполнение специальных заданий);
  • проходящим военную службу в иных особых условиях военной службы по перечням;
  • несущим боевое дежурство (дежурство в дежурных боевых сменах) 5 и более суток в месяц – 30 процентов, а несущим боевое дежурство (дежурство в дежурных боевых сменах) менее 5 суток в месяц – 15 процентов;

д) 20 процентов оклада по воинской должности:

  • в авиационных воинских частях (авиационно-спасательных центрах), проходящим военную службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими–наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, по перечню воинских должностей, утверждаемому Министром обороны РФ;
  • в экипажах штатной боевой (специальной) техники на гусеничном и колесном шасси, а также инструкторского состава учебных воинских частей и подразделений, входящим в расчеты экипажей техники на гусеничном и колесном шасси и занимающимся обучением вождению на этих боевых (специальных) машинах;
  • на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с работами по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, по перечню, утверждаемому Министром обороны РФ;
  • на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым связано с работами по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращению с ядерным топливом и радиоактивными отходами, по перечню, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации;

е) до 20 процентов оклада по воинской должности:

  • на воинских должностях, которые при исполнении должностных обязанностей применяют знания иностранных языков, по перечню, утверждаемому Министром обороны Российской Федерации:
  • при применении знания одного западного языка — 10 процентов оклада по воинской должности;
  • при применении знания одного восточного языка либо двух и более иностранных языков — 20 процентов оклада по воинской должности.

Надбавка устанавливается сроком на один год на основании документов, подтверждающих знание иностранных языков;

на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями. При этом размер надбавки устанавливается в соответствии с приложением № 9 к настоящему Порядку;

ж) 10 процентов оклада по воинской должности:

  • проходящим военную службу в г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербург и Ленинградской области.

Ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время

Размер (порядок расчета) выплаты:

а) до 100 процентов оклада по воинской должности:

за выполнение водолазных работ в зависимости от глубины погружения, времени погружения и характера выполняемых задач;

б) до 60 процентов оклада по воинской должности (2% ОВД за день участия в указанных мероприятиях):

за участие в учениях, походах кораблей, в отработке задач боевой и учебно-боевой подготовки в полевых условиях, в других мероприятиях вне пункта постоянной дислокации воинской части по перечню определяемому Министром обороны РФ;

в) до 50 процентов оклада по воинской должности:

  • за выполнение прыжков с парашютом (десантирование с техникой) в зависимости от количества прыжков, условий и характера их совершения;
  • за выполнение работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов в зависимости от количества и состояния взрывоопасных предметов;
  • за совершение полетов с палубы корабля или с помощью наземно- тренировочного комплекса в зависимости от количества полетов и способа их совершения;
  • за выполнение в составе летных экипажей работы по тушению природных и техногенных пожаров;

г) 40 процентов оклада по воинской должности;

за непосредственную работу с лицами, оказывающими содействие на конфиденциальной основе;

д) до 30 процентов оклада по воинской должности;

  • за военную службу в медицинских учреждениях (подразделениях) с вредными и (или) опасными условиями труда на должностях медицинского персонала;
  • за военную службу, связанную с выполнением исследований трупного материала, исследований с применением рентгеновских, высокочастотных и ионизирующих излучений, токсических, ядовитых, наркотических, сильнодействующих, агрессивных веществ;

е) до 20 процентов оклада по воинской должности;

  • за военную службу в районах экологического кризиса;
  • за диагностику и лечение ВИЧ-инфицированных, выполнение работ в противочумных учреждениях или отделах, отделениях, лабораториях особо опасных инфекций, санитарно-эпидемиологических отрядах;
  • за непосредственную работу по перезарядке ядерных реакторов кораблей, обращение с ядерным топливом и радиоактивными отходами, за период (день) непосредственного участия в данных работах.

Процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны

Размер (порядок расчета) выплаты:

  • при стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;
  • при стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;
  • при стаже работы от 10 лет и выше  — 20%;
Ежемесячная надбавка за стаж работы в шифровальных органах.

Размер (порядок расчета) выплаты:

  • до 3 лет (1 класс) — 15 %;
  • до 3 лет (2 класс) — 5 %;
  • от 3 до 6 лет (1 класс) — 20%;
  • от 3 до 6 лет (2 класс) — 10%;
  • от 6 лет и более (1 класс) — 30%;
  • от 6 лет и более (2 класс) — 20%;

Ежемесячная надбавка военнослужащим, имеющим высшее юридическое образование и занимающим воинские должности юридической специальности

Размер (порядок расчета) выплаты:

До 100% ОВД, военнослужащим:

  • проходящим военную службу в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования на должностях научно-педагогических работников устанавливается и выплачивается ежемесячная надбавка:
  • имеющим ученую степень кандидата наук – 20 процентов;имеющим ученую степень доктора наук – 40 доцентов;занимающим воинские должности в научных организациях, ученые степени по которым предусмотрены квалификационными требованиями:
  • имеющим ученую степень кандидата наук – 15 процентов; имеющим ученую степень доктора наук – 35 процентов;
  • проходящим военную службу в образовательных организациях высшего образования, имеющим ученую степень и ученое звание, при замещении должностей профессорско-реподаватель-ского состава: доцента – 40 процентов;
  • начальника кафедры – 50 процентов;
  • профессора – 60 процентов;
  • за квалификационный уровень физической подготовленности, выплачивается ежемесячная надбавка з в следующих размерах: выполнившим второй квалификационный уровень физической подготовленности – 15 процентов; выполнившим первый квалификационный уровень физической подготовленности – 30 процентов;
  • выполнившим высши квалификационный уровень физической подготовленности – 70 процентов; выполнившим или подтвердившим первый спортивный разряд по одному из военно-прикладных видов спорта – 80 процентов; выполнившим или подтвердившим спортивный разряд кандидата в мастера спорта по одному из военно-прикладных видов спорта – 90 процентов; имеющим спортивные звания «Мастер спорта России (СССР) международного класса», «Мастер спорта России (СССР)» –100 процентов; имеющим почетное спортивное звание «Заслуженный мастер спорта России (СССР)» – 100 процентов.
  • при награждении медалями Министерства обороны Российской Федерации:
  • медалью «За боевые отличия» – 30 процентов;
  • медалями «За разминирование», «За воинскую доблесть» степени – 20 процентов;
  • медалью «За воинскую доблесть» II степени – 10 процентов.

Ежемесячное пособие военнослужащим из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

Размер (порядок расчета) выплаты:

  • ОВД по 1 т.р. в/сл.по призыву (2000 рублей)

Приказ Министра Обороны с пояснениями и расшифровкой

Прежде чем обратиться к основной теме настоя­щей публикации, отметим, что Министерством юс­тиции Российской Федерации 12 мая 2012 г. за № 24125 наконец-то был зарегистрирован приказ Ми­нистра обороны Российской Федерации «Об утверждении Порядка обеспечения денежном доволь­ствием военнослужащих Вооруженных Сил Россий­ской Федерации» от 30 декабря 2011 № 2700.

Ука­занный Порядок вступил в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования и стал действовать де-юре. Де-факто же этот Порядок дей­ствует с 1 января 2012 г., и в данном случае нельзя не отметить, что имел место юридический нонсенс — военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации на протяжении пяти месяцев получали денежное довольстве в соответствии с документом в порядке, который не подлежал применению.

О том, какие сюрпризы преподносит этот новый порядок, почти каждый военнослужащий знает не понаслышке.

Ликвидировав сначала систему финан­совых органов в воинских частях и передав их полномочия, так называемым территориальным орга­нам финансового обеспечения, а затем с 1 января 2012 г. вообще «замкнув» все вопросы денежного довольствия на Единый расчетный центр, Минис­терство обороны Российской Федерации получило такую неразбериху с выплатами, которую еще дол­го будут вспоминать во многих гарнизонах. Конкуренцию ей может составить разве что ситуация с жилищным обеспечением.

После упразднения жи­лищных комиссий и все той же централизации по­рядка обеспечения жильем сегодня вряд ли кто из очередников на жилье представляет себе, каким по счету в этой самой очереди он числится и как про­контролировать законность соблюдения этой оче­рёдности при распределении жилья Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Процедура постановки на учет зачастую длится годами, сроки рассмотрения заявлений о постановке, как правило, не соблюда­ются и т. д. и т. п. Но это уже тема для другой пуб­ликации.

Частью 20 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О де­нежном довольствии военнослужащих и предостав­лении им отдельных выплат» от 7 ноября 2011 г. № ЗОбФЗ (далее — Закон о денежном довольствии) ус­тановлена ежемесячная надбавка за особые дости­жения в службе (далее — НОДС) в размере до 100 % оклада по воинской должности. Это единственная надбавка, определение правил выплаты, которой указанный Закон сохранил за руководителями фе­деральных органов исполнительной власти, в кото­рых предусмотрена военная служба.

1июня 2012 г. в Министерстве юстиции Россий­ской Федерации был зарегистрирован приказ Ми­нистра обороны Российской Федерации «Об ут­верждении Правил выплаты ежемесячной надбав­ки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Воору­женных Силах Российской Федерации» от 21 марта 2012 г. № 500дсп (далее — приказ № 500).

Не оста­навливаясь на нормах приказа, содержащих инфор­мацию, не подлежащую распространению (дсп), рассмотрим нормы о выплате НОДС за квалифика­ционный уровень физической подготовленности (ранее — до 1 января 2012 г. — действовала надбавка, установленная приказом Министра обороны Рос­сийской Федерации 2010 г. № 1115) и за ученую сте­пень (за занятие воинской должности научно-педагогического состава в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образо­вания (далее — вузы).

В соответствии с приказом № 500 военнослужа­щим за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение подтверждение спортивных разрядов по военно-прикладным видал спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта выплачивается ежемесячная надбавка в следующих размерах:

  • выполнившим (подтвердившим) второй квали­фикационный уровень физической подготовленно­сти _ 15 % оклада по воинской должности;
  • выполнившим (подтвердившим) первый квали­фикационный уровень физической подготовленно­сти, — 30 % оклада по воинской должности;
  • выполнившим (подтвердившим) высший ква­лификационный уровень физической подготовлен­ности, — 70 % оклада по воинской должности;
  • выполнившим (подтвердившим) первый спор­тивный разряд по одному из военно-прикладных видов спорта, — 80 % оклада по воинской должности;
  • выполнившим (подтвердившим) спортивный разряд кандидата в мастера спорта по одному из военно-прикладных видов спорта, — 90 % оклада по воинской должности;
  • имеющим спортивные звания «Мастер спорта России (СССР) международного класса», «Мастер спорта России (СССР)», -100 % оклада по воинской должности;
  • имеющим почетное спортивное звание «Заслу­женный мастер спорта России (СССР)» — 100 % ок­лада по воинской должности. Надбавка мастерам спорта, разрядникам выплачивается при условии выполнения (подтверждения) ими высшего квалифи­кационного уровня физической подготовленности.
Военнослужащим, выполнившим (подтвердив­шим) квалификационный уровень физической под­готовленности, ежемесячная надбавка устанавлива­ется на календарный год на основании приказа со­ответствующего командира (начальника) по результатам не менее двух проверок в прошедшем кален­дарном году, одна из которых итоговая за год, кон­трольная или инспекторская проверка.

Следующая интересующая нас выплата — это над­бавка военнослужащим, занимающим воинскую должность доцента (профессора) в вузах.

Сразу отметим, что сам по себе факт замещения той или иной воинской должности, пожалуй, по определению нельзя рассматривать как особое до­стижение в службе, нуждающееся в дополнительном материальном стимулировании.

Если же исходить из обратного, то резонно возникает вопрос: почему бы тогда не установить такое стимулирование иным военнослужащим, замещающим более высокие во­инские должности, нежели должность доцента (про­фессора)? По крайней мере, было бы логично уста­новить аналогичную надбавку за должность началь­ника кафедры, факультета и т. д.

Более высокой воинской должности соответству­ет больший размер должностного оклада. Поэтому,например, разность в должностных окладах препо­давателя (23-й тарифный разряд) и доцента (27-й тарифный разряд) изначально учитывает разность в объеме и сложности возложенных на них служеб­ных обязанностей, чем же еще дополнительно и так существенно по объему от иных должностей про­фессорско-преподавательского и научного состава отличается исполнение обязанностей по должнос­ти доцента (профессора), что при ее замещении пре­дусмотрена еще и доплата в 40 (60) %?

Логическое объяснение такой значительной в конечном итоге разнице в оплате труда найти труд­но. По мнению автора, не обоснованна она и юри­дически. Чтобы разобраться в этом вопросе вспом­ним, как, собственно, появилась надбавка за должность доцента (профессора) в нормативных право­вых актах Министерства обороны Российской Фе­дерации, регулирующих порядок обеспечения де­нежным довольствием военнослужащих.

А появилась указанная надбавка благодаря ре­шению Верховного Суда Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № ВКПИ 01-76 «О признании частично незаконным пункта 4 Постановления Пра­вительства Российской Федерации «Об упорядоче­нии выплаты денежного довольствия военнослужа­щим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудникам уголовно-исполнительной системы и усилении их социальной защи­ты» от 27 января 1993 г. № 65 (далее — Решение) по жалобе гражданина Лаврикова С.А., в котором было указано следующее:

«…Лавриков С.А. проходит военную службу в должности старшего преподавателя Тамбовского филиала военного университета радиационной, хи­мической и биологической защиты и, как имеющий ученую степень кандидата медицинских наук, по­лучает надбавку в размере 10 % от должностного оклада, установленную п. 4 Постановления Прави­тельства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 65 «Об упорядочении выплаты денежного до­вольствия военнослужащим, лицам рядового и на­чальствующего состава органов внутренних дел и усилении их социальной защиты».

В соответствии же с п. 5 ст. 30 Закона Российской Федерации «О высшем и послевузовском професси­ональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125- ФЗ научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлена надбавка к долж­ностному окладу (ставке) за ученую степень канди­дата наук в размере трехкратного минимального размера оплаты труда, установленного федераль­ным законом, а с учетом изменений, внесенных в п. 5 ст. 30 этого Закона Федеральным законом «О по­рядке установления размеров стипендий и социаль­ных выплат в Российской Федерации» от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, надбавка к должностным окла­дам научно-педагогических работников высших учебных заведений с 1 января 2001 г. за ученую сте­пень кандидата наук установлена в размере 300 (три­ста) рублей.

Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона «О ста­тусе военнослужащих» денежное довольствие воен­нослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью и ме­сячного оклада в соответствии с присвоенным во­инским званием, месячных и иных дополнительных выплат.

Пунктом 10 ст. 13 этого же Закона предусмотре­на возможность установления надбавок и других дополнительных выплат военнослужащим.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» научно-педагогическим работникам высших учебных заведений установлены надбавки к должностным окладам за ученое звание и ученую степень, которые существенно превышают размер тех же надбавок, установленных п. 4 названного выше Постановления Правительства Российской Федерации от 27 января 1993 г. № 65 для научно-­педагогических работников из числа офицерского состава высших военно-учебных заведений.

Как усматривается из ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13 января .1996 г. № 12-ФЗ и ст. 10 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ, высшие военно-учеб­ные заведения (военные образовательные учрежде­ния высшего профессионального образования) вхо­дят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации и на них в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования.

Именно поэтому в п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного Постановлением Правительства Российской Феде­рации от 18 июня 1999 г.

№ 650, прямо указано, что высшие военно-учеб­ные заведения осуществляют свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В указанных выше законах каких-либо изъятий, оговорок в отношении выплаты надбавок к долж­ностным окладам научно-педагогическим работни­кам высших в оенно-учебных заведений не содержит­ся, поэтому положение п. 5 ст. 30 Федерального за­кона «О высшем и послевузовском профессиональ­ном образовании», устанавливающее научно-педа- гогическим работникам всех высших учебных заведений надбавки за ученую степень и ученое звание, в полной мере распространяется и на научно-педа­гогических работников высших военно-учебныхзаведений, в том числе и на лиц офицерского соста­ва…».

В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2003 г. была подтвержде­на правильность позиции судов, согласно которой выплата военным преподавателям процентных над­бавок за замещение должностей доцента (профессора) в размере 40 (60) % от должностного оклада должна производиться на основании Федерально­го закона «О высшем и послевузовском профессио­нальном образовании»35:

В Порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обо­роны Российской Федераций от 30 июня 2006 г. № 200, с момента его принятия уже содержались нормы, предусматривающие выплату указанных над­бавок.

Чуть позже Федеральным законом «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «О ста­тусе военнослужащих» от 17 октября 2006 г. № 163- ФЗ были внесены изменения в п. 6.1 ст. 13 Федераль­ного закона «О статусе военнослужащих» (далее — Закон), которые закрепили право военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на во­инских должностях научно-педагогического соста­ва военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на получение над­бавок к должностным окладам за должность доцен­та (профессора), в размерах, установленных Феде­ральным законом «О высшем и послевузовском про­фессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.

Представляется, что именно с момента внесения соответствующих изменений в указанные норматив­ные правовые акты данная выплата для военнослу­жащих приобрела законный характер. И эти изме­нения, безусловно, стали возможны благодаря точ­ке зрения Верховного Суда Российской Федерации. Тем не менее, эта точка зрения, как представляется, не бесспорна.

Тем более что позиция судейского сообщества в отношении законности выплаты над­бавки за замещение должности доцента (профессо­ра) была далеко не однозначна и ряд гарнизонных и окружных военных судов отказывали военнослу­жащим в удовлетворении требований о ее установ­лении.

Далее автором будет приведена его точка зрения на установление такой надбавки военнослужащим вузов.

Как видно из вышеприведенного текста Решения, для того чтобы «выйти» на положения п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузовском

Профессиональном образовании» Верховный Суд Российской Федерации сначала ссылается на п. 10 ст. 13 Закона, а затем на п. 2 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее — Типовое положение), утвержденного Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 18 июня 1999 г:№ 650.

Действительно, согласно ранее действовавшей редакции п. 10 ст. 13 Закона, кроме выплат, предус­мотренных Законом, Президентом Российской Фе­дерации, Правительством Российской Федерации, а в пределах выделенных ассигнований Министром ; обороны Российской Федерации (руководителем иного федерального органа исполнительной влас­ти, в котором федеральным законом предусмотре­на военная служба) могли устанавливаться надбав­ки и другие дополнительные выплаты военнослу­жащим.

Указанные надбавки и выплаты устанавли­вались дифференцированно в зависимости от на­хождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняе­мых ими задач.

Однако, как видно из текста Закона, перечень категорий нормативных правовых актов, на осно­вании которых могли устанавливаться дополнитель­ные выплаты, являлся исчерпывающим — это нор­мативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной влас­ти, в котором федеральным законом предусмотре­на военная служба).

Как ни странно, но Закон не предусматривал воз­можность установления дополнительных выплат иными законами. Эта, на первый взгляд, странность объясняется тем, что по смыслу Закона, кроме него самого, никакими другими законами эти выплаты устанавливаться не могут, но они могут устанавли­ваться иными, подзаконными нормативными правовыми актами,принятыми Президентом Россий­ской Федерации, Правительством Российской Фе­дерации или Министерством обороны Российской Федерации.

Речь идет о таких подзаконных актах, которые издаются именно по вопросам обеспечения денежным довольствием военнослужащих, т. е. субъ­ектами правового регулирования этих специальных актов не могут быть граждане, не имеющие статуса военнослужащих. Соответственно и военнослужа­щие- не могут быть субъектами правового регули­рования «гражданского» законодательства, устанавливающего те или иные дополнительные выплаты, за исключением случаев прямого на то указания в законе.

Таким образом, вопреки мнению Верховного Суда Российской Федерации, Полагаем, что в ука­занных выше Федеральном законе «Об образова­нии» и Федеральном законе «О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании» каких- либо изъятий, оговорок в отношении выплаты над­бавок к должностным окладам научно-педагогическим работникам из числа офицерского состава высших военно-учебных заведений содержаться, в общем-то, и не может.

А, следовательно, отсутствие таких изъятий и оговорок вовсе не означает, что положения п. 5 ст. 30 Федерального закона «О выс­шем и послевузовском профессиональном образо­вании» распространяются на указанных военнослу­жащих.,

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах примене­ния судами законодательства о воинской обязанно­сти, военной службе и статусе военнослужащих» от 14 февраля 2000 г. № 9 подчеркнул, что порядок прохождения военной службы и правоотношения, имеющие специфический характер в условиях воен­ной службы, регулируются федеральными закона­ми и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими поря­док прохождения военной службы и статус военно­служащих.

Как далее отмечается в Решении, согласно ст. 12 Закона Российской Федерации «Об образовании» и ст.10 Федерального закона «О высшем и послеву­зовском профессиональном образовании», высшие военно-учебные заведения (военные образователь­ные учреждения высшего профессионального обра­зования) входят в единую систему образовательных учреждений Российской Федерации и на них в полном объеме распространяется действие федерально­го законодательства в области образования.

Имен­но поэтому, отмечает суд, в п. 2 Типового положе­ния прямо указано, что высшие военно-учебные за­ведения осуществляют свою деятельность в соответ­ствии с Законом Российской Федерации «Об обра­зовании», Федеральным законом «О высшем и По­слевузовском профессиональном образовании», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Именно на них (военные образовательные учреж­дения высшего профессионального образования) в полном объеме распространяется действие федерального законодательства в области образования, но не в области регулирования оплаты труда науч­но-педагогических работников из числа офицерского состава.

Высшие военно-учебные заведения осуществля­ют спою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации «Обобразовании» (далее — Закон об образовании) и Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном обра­зовании», иными федеральными законами и норма­тивными правовыми актами Российской Федера­ции.

Но речь идет исключительно об образователь­ной деятельности, ее соответствии требованиям ука­занных законов, а не о социальных гарантиях, ус­тановленных данными законами, поскольку эти га­рантии в отношении военнослужащих устанавлива­ются иными специальными нормативными право­выми актами.

В ином случае должно быть логичным распрост­ранение на военнослужащих из числа профессорско-преподавательского состава в полном объеме и дру­гих положений федерального законодательства в области образования; например, права на первооче­редное получение жилой площади, или права на ежемесячный отпуск продолжительностью 56 дней, или права на длительный отпуск продолжительно­стью до одного года, предусмотренных ст. 55 Феде­рального закона «Об образовании».

Очевидно, что попытка военнослужащих-преподавателей получить указанные права бесперспектив­на, поскольку их аналогичные права установлены иными специальными нормативными правовыми актами, действующими исключительно в сфере во­енной службы.

Вряд ли военнослужащий на том лишь основании, что он замещает должность пре­подавателя высшего военного учебного заведения, вправе получить отпуск большей продолжительно­сти, нежели это предусмотрено специальными нор­мами ст. 11 Федерального закона «О статусе воен­нослужащих».

В соответствии с действующей редакцией ст. 12 Закона военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установлен­ных Законом о денежном довольствии, иными фе­деральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, норма­тивными правовыми актами Правительства Россий­ской Федерации, нормативными правовыми акта­ми федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федераль­ных государственных органов.

При этом, о надбавках к должностным окладам за должность доцента (профессора) в Законе более не упоминается.

Согласно ст. 13 Закона Законом о денежном до­вольствии, иными федеральными законами, норма­тивными правовыми актами Президента Россий­ской Федерации, Правительства Российской Феде­рации, федеральных органов исполнительной влас­ти и иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным до­вольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы».

Таким образом, в ст. 13 Закона речь недвусмыс­ленно идет о нормативных правовых актах, которые специально изданы (могут быть изданы) по вопро­сам установления отдельных выплат военнослужа­щим с учетом выполняемых ими задач, а также усло­вий и порядка прохождения ими военной службы. Ни Федеральный закон «Об образовании», ни Федераль­ный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» к таковым не относятся.

При этом, согласно ч, 34 ст. 2 Закона о денежном довольствии в отличие от Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министр обороны Российской Федерации (руково­дитель иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмо­трена военная служба) не вправе устанавливать ни­каких иных выплат кроме тех, что отнесены к его компетенции ст. 2 указанного Закона (ежемесячная надбавка за особые достижения в службе), либо выплат, которые отнесены (могут быть в дальней­шем отнесены) к его компетенции Президентом Рос­сийской Федерации или Правительством Россий­ской Федерации4.

Появление рассматриваемой нормы в приказе Министра обороны Российской Федерации № 500, как впрочем, и в приказе МВД России от 19 декаб­ря 2011 № 1264, можно считать следствием некой правотворческой инерции.

При разработке новых нормативных правовых актов положения прежних нередко механически копируются. Это хорошо за­метно, если сравнить тексты, например, прежнего Порядка обеспечения денежным довольствием во­еннослужащих Вооруженных Сил Российской Фе­дерации, утвержденного приказом Министра обо­роны Российской Федерации от 30 июня № 200, и нового аналогичного Порядка, утвержденного при­казом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700.

Вместе с тем, поскольку перечень так называемых особых достижений в службе законодательно не определен, то руководители федеральных органов исполнительной власти, поименованные в ч. 20 ст.

Закона о денежном довольствии, вправе как са­мостоятельно устанавливать перечень этих дости­жений, так и соответственно определять размеры надбавок по ним, но не более 100 % оклада по воин­ской должности. Поэтому тот же Министр оборо­ны Российской Федерации вправе не только вклю­чить в число особых достижений по службе факт замещения военнослужащим должности Доцента (профессора), но и установить отличные от п. 5 ст. 30 Федерального закона «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании» размеры над­бавки за такое замещение.

Приказ № 500 предусматривает выплату военно­служащим, имеющим ученую степень кандидата (доктора) наук, соответствующей ежемесячной над­бавки только при условии замещения последними определенных должностей. По мнению автора, дан­ная надбавка, аналогично надбавке за спортивные звания (достижения), должна выплачиваться неза­висимо от категории занимаемой должности.

Именно так, например, решен вопрос с выплатой надбавки за ученую степень кандидата (доктора) наук в вышеупомянутом приказе МВД России № 1264. Кроме того, по данному приказу (в отличие от приказа Министра обороны Российской Феде­рации № 500) размер указанной надбавки не «при­вязан» к положениям п. 5 ст. 30 Федерального зако­на «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а установлен в процентах от зани­маемой должности.

Правда, в свою очередь, в отличие уже от приказа Министра обороны Россий­ской Федерации № 500, указанный приказ МВД России ставит в зависимость от занимаемой воен­нослужащим должности выплату ему надбавки за спортивные звания. К тому же размеры этих надба­вок министр внутренних дел установил существен­но меньше, чем Министр обороны Российской Фе­дерации.

Итоги приказа для всех служащих-контрактников

Что такое приказ 2700 ЕНЗАС МО РФ?

Таким образом, следует прийти к выводу, что имеет место разный подход к установлению НОДС военнослужащим различных федеральных органов исполнительной власти, что вряд ли можно при­знать правильным.

По непонятным причинам приказом № 500 остав­лены без «удовлетворения» надежды военнослужа­щих на получение надбавки за ученое звание доцен­та (профессора).

Расчет на то, что эта надбавка бу­дет сохранена военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации ранее действовавшими под­законными актами, не оправдался: в связи с изда­нием Постановления Правительства Российской Федерации «Об изменении и признании утративши­ми силу некоторых актов Правительства Россий­ской Федерации по вопросам денежного довольст­вия и пенсионного обеспечения военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов Ис­полнительной власти.

А также о признании не дей­ствующими на территории Российской Федерации отдельных актов Союза ССР» от 31 января 2012 г. № 60 Постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некото­рых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту» от 2 июня 2006 г. № 343 утратило силу, за исключением положений, касающихся со­трудников федеральной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и ор­ганов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

По мнению автора, в первую очередь именно за наличие ученого звания доцента (профессора), ко­торое является показателем педагогического мас­терства и глубоких профессиональных знаний, а не за сам лишь факт замещения одноименной должности должна выплачиваться соответствующая над­бавка. Подобной позиции придерживаются и неко­торые другие авторы.

Хотелось бы надеяться, что Министерство обо­роны Российской Федерации в ближайшее время решит все проблемы «переходного периода» к Но­вому порядку обеспечения денежным довольстви­ем, который изрядно затянулся. Ведь как гласит китайская мудрость: не дай вам Бог жить во време­на перемен.

В заключение хотелось бы отметить, что п. 2 при­каза Министра обороны Российской Федераций № 500 выплата НОДС должна производиться с 1 ян­варя 2012 г. В связи с изложенным с июня 2012 г. в войсках собираются соответствующие документы, подтверждающие сдачу физической подготовки в 2011 г., после обобщения и анализа которых будут изданы приказы Министра обороны Российской Федерации об установлении военнослужащим с 1 января 2012 г. НОДС за это и другие особые дости­жения в службе.

Источники:

http://tihookeanskyfvs.prm.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=3&did=17

http://mil.ru/fea/more.htm?id=12009764

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему - позвоните прямо сейчас:
 
+7 (499) 455-03-75 (Москва)
+7 (812) 407-26-30 (Санкт-Петербург)
 
Это быстро и бесплатно!

Бесплатная консультация юриста



Ссылка на основную публикацию
Бесплатные консультации: Москва: +7 (499) 455-03-75 | СПб: +7 (812) 407-26-30 | Консультант:
Консультант онлайн